Размер шрифта Цветовая схема Изображения

Биологический факультет

Тверской государственный университет

Международная конференция "Биоразнообразие: подходы к изучению и сохранению"

В работе конференции приняли очное участие 109 учёных. На конференцию приехало 44 молодых участника. Российские участники работают в различных учреждениях, расположенных в 25 субъектах Российской Федерации. Было 27 иностранных исследователей из 10 зарубежных стран. В их числе: Беларусь, Великобритания, Индия, Колумбия, Новая Зеландия, Узбекистан, Украина, Финляндия, Франция, ЮАР. В сборнике трудов опубликовано 148 статей от 231 автора. С учётом заочных участников и приехавших слушателей в работе конференции и формировании её материалов задействовано 259 человек. Среди них более 50 докторов и более 60 кандидатов наук. 

Наиболее представительные делегации были из ведущих научных учреждений и университетов. Среди них Ботанический институт им. В.Л. Комарова РАН, Главный ботанический сад им. Н.В. Цицина РАН, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Московский педагогический государственный университет. Участвовали специалисты других институтов и региональных центров РАН.

Работа конференции проходила по следующим направлениям:

  1. Новые подходы к изучению биоразнообразия. 
  2. Биогеографический анализ разных компонентов биоты. 
  3. Структурное разнообразие и методы его исследования.  
  4. Подходы к сохранению биоразнообразия. 
  5. Инвазионные виды как угроза биоразнообразию.

В ходе работы конференции были высказаны и обсуждены предложения, ставшие основой для принятия резолюции. 

Резолюция конференции

Международная конференция показала, что сложившаяся угроза обеднения биомов и вымирания различных элементов живых систем, в первую очередь видов и их комплексов, может привести к утрате разнообразия уникальных структур и негативному изменению процессов на всех уровнях организации биоты.

В международных программных документах («Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г.», «Цели устойчивого развития», «Целевые задачи Айти», «Стратегический план сохранения и устойчивого использования биоразнообразия на 2011–2020 гг.», «Конвенция ООН о сохранении биоразнообразия» и др.) проблему сохранения биоразнообразия предложено отнести к наиболее значимым глобальным проблемам современности.

Решение данной проблемы имеет огромное социокультурное и методологическое значение. С этих позиций необходимо развивать и структурировать содержание базовых биологических и экологических дисциплин. Программы по изучению и сохранению биоразнообразия должны стать основой для междисциплинарного синтеза знаний, а также активного взаимодействия разных научных школ и направлений. Целесообразно усиление координации проводимых исследований. Актуальна дальнейшая разработка концептуальных основ новых подходов к пониманию феномена биоразнообразия. В этой связи необходим анализ современных достижений биогеографии, экологии, популяционной и репродуктивной биологии, лесоведения, биоморфологии и многих других биологических дисциплин. Только в этом случае возможно выявление внутренних механизмов, обеспечивающих устойчивость живых систем разного уровня сложности.

Актуально комплексное изучение и мониторинг характера воздействия на биоту различных антропогенных факторов. Необходимо более широкое применение экологических шкал, биоморфологического и популяционно-онтогенетического подходов при инвентаризации биоразнообразия и в практической деятельности по сохранению редких видов, устранению негативных последствий биологических инвазий. Целесообразно использование современных методов биотехнологии, репродуктивной биологии и криобиологии при решении фундаментальных и прикладных задач.

Существующая потребительская практика использования лесных ресурсов приводит к глобальным изменениям коренных лесных экосистем, истощению их ресурсов, снижению устойчивости лесных сообществ, к утрате культуры ведения лесовосстановительных и лесоэксплуатационных работ. Актуален глубокий анализ на государственном уровне всех систем лесоуправления и разработка вариантов ведения лесного хозяйства, основанных на оптимальном балансе экосистемных и производственных услуг, принципах устойчивого развития территорий.

Жизненно необходима реализация специальных программ федерального уровня, направленных на расширение объёма биологического образования и просвещения, совершенствование учебных планов. Подготовка квалифицированных специалистов невозможна без полноценных полевых практик, участия студентов и школьников в научно-исследовательских проектах и экспедициях. Крайне актуально сохранение традиционной предметной структуры естественнонаучных циклов в школах и университетах, увеличение в вузах объёма часов для базовых биологических и экологических курсов, полевых практик. Следует более широко использовать классические учебники. Целесообразна организация широкомасштабной деятельности по экологическому просвещению и образованию на всех уровнях социокультурной системы и для различных категорий населения.

Первостепенное значение для нынешнего и будущего развития биологических наук имеют гербарные коллекции. Учреждения и административные структуры всех рангов должны нести ответственность за сохранность научных гербариев, которые являются уникальными объектами национального достояния и мирового культурного наследия, способствовать активной работе специалистов с имеющимися в них материалами. Целесообразно укрепление материально-технической и кадровой базы крупнейших отечественных гербариев. Большую тревогу вызывает дальнейшая судьба многих региональных гербарных коллекций. Специального внимания заслуживает уникальный и пока единственный в мире Онтогенетический гербарий, созданный в Марийском государственном университете.

Важно обратить внимание административных структур на необходимость дальнейшего развития и финансирования научных исследований, связанных с биологическими инвазиями и инвазионными видами, которые становятся реальной угрозой для биоразнообразия. Следует продолжить деятельность по созданию региональных Черных книг и организовать мониторинг чужеродных видов.

Необходимо создание эффективной системы повышения уровня компетентности административных работников, руководителей ООПТ, представителей органов исполнительной власти, целесообразна организация регулярных курсов повышения квалификации в области охраны природы и рационального природопользования. Все это должно способствовать оперативному и эффективному использованию результатов научных исследований в практической деятельности по сохранению биоразнообразия.

Предложено рекомендовать авторам наиболее интересных материалов, посвященных оригинальным подходам к изучению и сохранению биоразнообразия, подготовить к печати обзорные статьи и опубликовать их в отдельном выпуске «Вестника ТвГУ. Серия: Биология и экология».

Участники единодушно отметили своевременность проведения международной конференции, её успешность, продуктивность и выразили благодарность организаторам – сотрудникам Тверского государственного университета и Русскому ботаническому обществу. Организаторы конференции благодарят всех участников и Российский фонд фундаментальных исследований за финансовую поддержку конференции.

.



 

  • Thumbnail 1m41bgrbyew
  • Thumbnail 85zugvdnn3a
  • Thumbnail bs25dldmkew
  • Thumbnail d1jbp8ahhzy
  • Thumbnail djjbj1ryqzi
  • Thumbnail fwurjbwwyow
  • Thumbnail husj9qlkgeu
  • Thumbnail jsbswbyhvmu
  • Thumbnail k5dzm5vvm4g
  • Thumbnail lg5szemrysy
  • Thumbnail lp0zkhix96a
  • Thumbnail mloybnba e8
  • Thumbnail mlr5lsndhzy
  • Thumbnail mt3p34jy w0
  • Thumbnail nxwzn0qihk8
  • Thumbnail rmtwtwrqlay
  • Thumbnail rqrjsgjgz1s
  • Thumbnail uleqnjiwzls
  • Thumbnail wfj4uvu t0q
  • Thumbnail zeyyvbzuwqm
  • Thumbnail aelygoq8hzm
  • Thumbnail apev24rmtmy
  • Thumbnail glxusgrwsys
  • Thumbnail oioo64sppww
  • Thumbnail psqvqy9dcb8
  • Thumbnail qvqylterooq
  • Thumbnail t jimkxkkny
  • Thumbnail xukjzg1cbwu
  • Thumbnail 1
  • Thumbnail 2
  • Thumbnail 3
  • Thumbnail 4
  • Thumbnail 5
  • Thumbnail 6
  • Thumbnail 7
  • Thumbnail 8
  • Thumbnail 10
  • Thumbnail 11
  • Thumbnail 12
  • Thumbnail 13
  • Thumbnail 14
  • Thumbnail 15
  • Thumbnail 16
  • Thumbnail 17
  • Thumbnail 18
  • Thumbnail 19
  • Thumbnail 20