Top.Mail.Ru
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Межстрочный интервал
Шрифт
×

Биологический факультет

×
Абитуриентам Факультет Образование Учебная работа Научная работа Воспитательная работа Трудоустройство Наша репутация Сервис
АбитуриентамНаправления подготовкиПлан профориентационной работыПодготовка к ЕГЭ по биологииДни открытых дверейОлимпиады (для школьников 9-11 классов)Онлайн курсы (для школьников 9-11 классов)Условия приёмаПриёмная комиссия ТвГУ
Направления подготовки
План профориентационной работы
Подготовка к ЕГЭ по биологии
Дни открытых дверей
Олимпиады (для школьников 9-11 классов)Олимпиада - Теоретическая и прикладная биология
Онлайн курсы (для школьников 9-11 классов)Лесные экосистемы Тверской области
Условия приёма
Приёмная комиссия ТвГУ
ФакультетИстория факультетаУчёный советРуководство факультетаКафедрыЛабораторииСотрудникиДостиженияВыборные дела
История факультета
Учёный совет
Руководство факультета
КафедрыКафедра ботаникиКафедра зоологии и физиологии
ЛабораторииУчебно-научная лаборатория гербарияУчебная лаборатория зоологииЛаборатория медико-биологических проблемЛаборатория биотехнологических измерений
Сотрудники
Достижения
Выборные дела
ОбразованиеПолитика в области качестваБакалавриатМагистратураАспирантураПрограммы ДПО и ПКДистанционное обучение Цифровое образование
Политика в области качества
Бакалавриат06.03.01 Биология35.03.01 Лесное дело 35.03.05 Садоводство44.03.01 Педагогическое образование
Магистратура06.04.01 Биология (профиль Экология)06.04.01 Биология (профиль Медико-биологические науки)35.04.01 Лесное дело
Аспирантура06.06.01 Биологические науки
Программы ДПО и ПКДПО "Флористика"ДПО "Преподавание биологии и экологии в условиях цифровизации образования"ДПО "Пчеловодство: от теории к практике"Курсы повышения квалификацииОтзывы слушателей
Дистанционное обучение
Цифровое образование
Учебная работаГрафики и расписания занятийЗачеты и экзаменыПрактики (учебные, производственные)Курсовые работыГИА. Выпускная квалификационная работаПоложение о рейтинговой системе
Графики и расписания занятий
Зачеты и экзамены
Практики (учебные, производственные)
Курсовые работы
ГИА. Выпускная квалификационная работа
Положение о рейтинговой системе
Научная работаНаучные направления и школыПланы научных мероприятийКонкурсы и олимпиадыСеминары и выставкиВнешние конференцииФакультетские конференцииНаучные труды, интеллектуальная собственностьВестник ТвГУ. Серия: Биология и экологияНаучная библиотека ТвГУ
Научные направления и школы
Планы научных мероприятий
Конкурсы и олимпиады
Семинары и выставки
Внешние конференции
Факультетские конференции2017_Международная конференция2018_Всероссийский конгресс2025_Всероссийская конференция с международным участиемЕжегодная конференция студентов, магистрантов и аспирантов
Научные труды, интеллектуальная собственность
Вестник ТвГУ. Серия: Биология и экология
Научная библиотека ТвГУ
Воспитательная работаПлан воспитательной работыТворческие конкурсы и программыВсероссийский день посадки лесаСтуденческие проекты и конкурсыСпортивная жизньВолонтерская деятельностьWorldskillsRussia
План воспитательной работы
Творческие конкурсы и программы
Всероссийский день посадки леса
Студенческие проекты и конкурсы
Спортивная жизнь
Волонтерская деятельность
WorldskillsRussia
ТрудоустройствоВакансии
Вакансии
Наша репутацияНаши выпускникиОтзывы выпускниковРаботодатели о насСМИ о нас
Наши выпускники
Отзывы выпускников
Работодатели о нас
СМИ о нас
СервисИнформационная доскаНовостиГалереяДокументы
Информационная доска
Новости
Галерея
Документы

История факультета

История биологического факультета
(более подробно на отдельном сайте)

Биологический факультет как самостоятельное структурное подразделение Тверского государственного университета существует с 2002 года, однако его происхождение уходит корнями в более чем полувековую традицию преподавания биологических дисциплин. В разные исторические периоды биология развивалась в составе различных факультетов: естественно-математического, естественно-географического, факультета естествознания, химико-биологического, а в конце XX века — химико-биолого-географического.

Начало академических традиций и первые шаги
Истоки биологического образования в Твери восходят к женской учительской школы Павла Максимовича, где преподавали такие выдающиеся педагоги, как Л.В. Кандауров, А.Н. Светликова, М.Ф. Савина.  Именно они стали инициаторами создания Тверского общественно-педагогического кружка, занимавшегося изучением природы Тверского края и публикацией полученных результатов. Одним из значимых итогов их деятельности стало издание в 1914 году брошюры «Весенние наблюдения природы», в которой содержалась программа полевых наблюдений за флорой и фауной региона. 

Школа Максимовича стала прообразом первого государственного высшего учебного заведения в Твери, основанного в 1917 году. В начале XX века на естественно-географическом отделении педагогического института преподавали преимущественно выпускники Петровско-Разумовской сельскохозяйственной академии. В образовательной программе и в научной работе наибольшее внимание уделялось таким биологическим направлениям, как зоология и ботаника. Тогда были заложены основы академического преподавания биологии, учреждены кафедры ботаники и зоологии — одни из старейших кафедр университета

Научное становление: 1920–1940-е годы
С 1923 по 1929 год кафедрой ботаники заведовал профессор А.П. Ильинский, который активно развивал флористические и геоботанические исследования территории Тверской губернии. В то же время (с 1922 по 1933 год) на кафедре зоологии работал профессор С.А. Аверинцев, а позднее — В.М. Боровский. Среди сотрудников кафедры был и В.В. Успенский, впоследствии ставший прототипом главного героя в романе Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке».

Значительный вклад в развитие зоологии внёс профессор С.В. Третьяков, который в 1934 году опубликовал первую сводку по орнитофауне Калининской области. Паразитологические исследования в этот период вели Э.М. Ляйман и В.Ф. Натали, формируя основы будущей научной школы.

С 1931 года кафедра ботаники начала проводить систематические полевые экспедиции. Под руководством М.Л. Невского в довоенные годы был собран и научно обработан обширный ботанический материал, ставший основой фундаментального труда «Флора Калининской области» — одного из наиболее значимых региональных ботанических обзоров своего времени.

В 1938 году территория Ботанического сада, основанного ещё в 1879 году, была официально передана институту. После разрушений, понесённых во время Великой Отечественной войны, сад был восстановлен в 1948 году усилиями М.Л. Невского и А.А. Лебедева. В этот период в саду были созданы экспозиционные участки по географическому принципу, что способствовало не только образовательной, но и эколого-просветительской работе.

Развитие и новые направления: 1950–1980-е годы
С 1947 по 1963 год кафедрой зоологии руководил профессор Л.В. Шапошников, видный специалист в области акклиматизации животных. Результаты его исследований легли в основу издания «Животный мир Калининской области», ставшего основополагающим для региональной фаунистики. Его научную школу продолжили В.И. Зиновьев, Л.В. Викторов и К.Е. Томашевский, заложившие основы долгосрочных исследований териофауны Верхневолжья.

В 1963–1972 годах кафедру возглавлял доцент В.А. Савинов, внёсший значительный вклад в разработку проблемы резервуарного паразитизма. В это же время (1952–1955 гг.) деканом естественно-географического факультета стал Н.И. Нефёдов.

В 1969 году в структуре факультета была выделена кафедра анатомии и физиологии человека и животных, которую возглавил доцент Л.Б. Губман. Под его руководством начались исследования взаимодействия двигательных и вегетативных функций организма в контексте производственной деятельности. Работа велась в тесном сотрудничестве с промышленными предприятиями региона. В рамках этого направления были подготовлены и защищены кандидатские диссертации В.И. Миняева, А.Я. Рыжова, В.Н. Чапорова, Б.В. Петрова. В этот период деканом факультета являлся Михаил Георгиевич Сорокин.

В 1980-е годы кафедра ботаники активизировала научные изыскания в области физиологии растений и флористики. Под руководством доцента Т.В. Лихолат и профессора А.В. Смирнова проводились исследования, посвящённые жизненным формам растений, механизмам побегообразования, а также влиянию антропогенных факторов на флору региона. В этот период кафедру поочерёдно возглавляли Т.В. Лихолат и затем А.В. Смирнов, Аавтор известной популярной серии книг «Мир растений», пользовавшейся широкой популярностью среди студентов и школьников.

 

Орнитологическое направление на кафедре зоологии получило новое развитие под руководством доцента В.И. Зиновьева (1972–1991 гг.). В 1971 году был основан Орнитологический музей, действующий по сей день. Параллельно продолжались исследования грызунов (К.Е. Томашевский), мелких млекопитающих (Л.В. Викторов), а также установлено устойчивое взаимодействие с Центрально-Лесным государственным природным биосферным заповедником

С 1981 года кафедрой анатомии и физиологии человека и животных руководил доцент Владимир Иванович Миняев. Под его руководством получила развитие научная школа, изучающая физиологию спонтанного и произвольного дыхания, а также функциональные особенности сердечно-сосудистой и нервно-мышечной систем в условиях физических нагрузок и производственного труда. Кафедра установила научное сотрудничество с Институтом физиологии имени И.П. Павлова и Институтом гигиены труда и профессиональных заболеваний, что способствовало развитию прикладного направления физиологических исследований.

В.И. Миняев внёс вклад и в административное становление факультета: в 1969–1975 годах он был деканом, а в 1980–1986 годахпроректором по учебной работе Тверского государственного университета.

С конца 1980-х годов факультет получил учебно-научную базу в деревне Ферязкино, где стали регулярно проводиться полевые студенческие практики. В 1989 году Ботанический сад получил официальный статус структурного подразделения университета. Здесь работали А.П. Хохряков, М.Т. Мазуренко, К.М. Смирнова, развивая направления, имеющие научную, природоохранную, эколого-просветительскую и рекреационную значимость для всего региона Верхневолжья.

 

Институционализация и рост (1990–2000-е)

В этот период на факультете были сформированы новые кафедры, положившие начало современным научным школам и образовательным направлениям. Эти структурные преобразования сыграли ключевую роль в формировании научной идентичности и становлении биологического факультета как самостоятельной академической единицы.

Кафедра ботаники
С 1994 года под руководством профессора А.А. Нотова ведётся комплексное изучение высших растений, макромицетов и лишайников. Активно развиваются биоморфологические исследования модульных организмов, а также ведутся работы по адвентивной и декоративной флоре, включая интродукцию редких видов растений.
В этот период кафедру возглавлял профессор Михаил Витальевич Марков, продолживший традиции фундаментальной ботанической подготовки.
С 2005 года реализуется новая специализация «Фитодизайн» (куратор — к.б.н. Л.В. Петухова), ориентированная на прикладные аспекты ландшафтного и экологического проектирования.

Кафедра зоологии (ныне – зоологии и физиологии)
В 1990-е годы кафедра продолжила развитие традиций изучения фауны региона. В 1991–1997 годах её возглавлял доцент Л.В. Викторов, под руководством которого активно развивались исследования териофауны Тверской области. С 1997 по 2013 год заведующим кафедрой был доцент М.Н. Самков, ранее занимавший должность декана химико-биолого-географического факультета. В этот период кафедра сосредоточилась на таких приоритетных научных направлениях, как орнитология (д.б.н. А.В. Зиновьев), паразитология, изучение фауны чешуекрылых, экология мелких млекопитающих (К.Е. Томашевский, Л.В. Викторов), а также комплексное исследование региональной фауны позвоночных и беспозвоночных животных..

Кафедра анатомии и физиологии человека и животных
Кафедра активно развивала научные исследования в области физиологии спонтанного и произвольного дыхания, сердечно-сосудистой и нервно-мышечной систем. Под руководством В.И. Миняева и А.В. Миняевой был разработан и внедрён уникальный метод «Spiro», получивший признание в рамках Федеральной космической программы Российской Федерации.
Позднее кафедра стала основой для создания кафедры биомедицины, обеспечив преемственность физиологической школы факультета.

Кафедра биомедицины
Официально образована в 2005 году, однако её формирование восходит к научным разработкам конца 1990-х годов, основанным на базе кафедры анатомии и физиологии. Руководитель — профессор А.Я. Рыжов.
Научная специализация: физиология дыхания, медико-биологические аспекты трудовой деятельности человека, эргономика и физиология труда.
Кафедра стала важным научно-образовательным центром и опорной площадкой для развития магистерских программ.

Кафедра биохимии и биотехнологии растений 
Создана в 1990-е годы, кафедра под руководством профессора Г.А. Грибанова развивает научные исследования в области биохимии липидов, процессов аутолиза, метаболических путей и растительных клеточных технологий.

Кафедра экологии 
Создана в 1990-е годы, кафедра стала одной из опорных структур в развитии экологических направлений. Руководитель — профессор А.В. Смирнов. С 1999 года открыта специальность «Экология», а с 2004 года«Биоэкология».
Кафедра вела прикладные исследования в области охраны природы, сохранения биоразнообразия, экологического мониторинга и экспертизы. Создана единая база данных для сопровождения природоохранных проектов. 

Под руководством к.б.н. А.Ф. Мейсуровой на кафедре стало развиваться новое направление — лихеноиндикация с применением физико-химических методов (Фурье-ИК спектроскопии). В 2010 году это направление получило поддержку грантом Президента Российской Федерации. В дальнейшем направление развилось в научное направление - Комплексный биомониторинг экосистем Верхневолжья.

Кафедра основ медицинских знаний (позже — кафедра безопасности жизнедеятельности)
Руководитель — доцент Татьяна Алексеевна Шверина. Кафедра обеспечивала преподавание курсов «Основы медицинских знаний» и «Безопасность жизнедеятельности» для студентов всех факультетов университета. Ее деятельность отличалась высоким уровнем междисциплинарного взаимодействия и методической проработанности.

В 1990–2000-е годы биологический факультет окончательно оформился как самостоятельное академическое подразделение с развитой структурой кафедр. Были заложены основы ключевых научных школ, открыты новые образовательные направления, расширены прикладные и междисциплинарные исследования. Этот этап стал прочной базой для последующей модернизации, укрепив научный и кадровый потенциал факультета.

Новая образовательная парадигма: 2010–по настоящее время

С 2010 года биологический факультет активно включается в процесс модернизации высшего образования, переходя на двухуровневую систему подготовки: бакалавриат и магистратура. Начинается целенаправленное обновление образовательных программ с учётом требований ФГОС и приоритетов социально-экономического развития региона.

В этот период открываются новые направления подготовки:

  • Бакалавриат: «Биология», «Садоводство», «Лесное дело», «Продукты питания из растительного сырья», «Педагогическое образование» (с 2024 года);
  • Магистратура: «Медико-биологические науки» (руководитель — д.б.н. А.Я. Рыжов), «Физиология человека и животных» (проф. В.И. Миняев), «Экология» (проф. А.Н. Панкрушина), «Зоология позвоночных» (д.б.н. А.В. Зиновьев), «Биотехнология» (открыта в 2016 году под руководством д.х.н. Г.П. Лапиной), «Комплексное изучение лесных и урбоэкосистем» (проф. А.А. Нотов).

Факультет успешно адаптировал образовательные программы к цифровой среде, внедрив современные технологии обучения, включая видеокурсы, онлайн-платформы и электронные оценочные средства. На этой основе активно развивается система дополнительного профессионального образования: реализуются востребованные программы «Преподавание биологии и экологии в условиях цифрового образования», «Флористика», «Пчеловодство», «Таксидермия» и другие. Эти курсы сопровождаются мультимедийными материалами, ориентированы на потребности рынка и доступны широкой аудитории.

В результате преобразований, охвативших период с 2010 года по настоящее время, биологический факультет претерпел существенные изменения как в структуре, так и в содержании образовательного процесса. Укрупнение и оптимизация кафедральной сети — естественный отклик на обновлённые стандарты и стратегические ориентиры в высшем образовании. Сегодня основу факультета составляют две кафедры: кафедра ботаники и кафедра зоологии и физиологии, каждая из которых обеспечивает полный спектр подготовки по актуальным направлениям — от фундаментальной биологии до медико-биологических и экологических дисциплин.

Факультет остаётся активным участником международного сотрудничества, развивает студенческую науку, обеспечивает высокое качество подготовки по всем уровням образования — от бакалавриата до аспирантуры. Биологический факультет уверенно смотрит в будущее, сохраняя верность своим традициям и следуя современным вызовам времени.

Благодарим преподавателей нашего факультета и всех коллег, любезно предоставивших информацию для написания этой страницы, а также фотокорреспондента Управления по связям с общественностью ТвГУ В.Ф. Леонова за материал из его книги "Незабытое прошлое  путь в будущее!" (фотолетопись жизни вуза с 1965 по январь 2001 г.).