Положение о рейтинговой системе обучения в ТвГУ
Положение о рейтинговой системе обучения в ТвГУ (открыть pdf файл)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения текущей и промежуточной аттестации при реализации образовательных программ подготовки бакалавров и специалистов по очной форме обучения.
Рейтинговая система не применяется при реализации программ бакалавриата и специалитета в очно-заочной и заочной формах обучения, а также программ магистратуры и аспирантуры. В этом случае контроль текущей работы обучающихся осуществляется во время учебных занятий и при проверке самостоятельной работы в соответствии с рабочими программами дисциплин (или модулей), рабочими программами практик, индивидуальными планами работы обучающихся магистратуры и аспирантуры.
1.2. Рейтинговая система обучения является элементом системы управления, обеспечения и оценки качества освоения обучающимися образовательных программ бакалавриата и специалитета (очная форма обучения).
1.3. Рейтинг – интегральная накопительная оценка качества учебной работы обучающихся по учебной дисциплине (или модулю), изучаемой в течение семестра, учебного года, всего периода обучения в вузе, выраженная в баллах.
1.4. Основными понятиями и терминами, используемыми в Положении, являются:
• модуль (период обучения) – часть семестра, по окончании которого осуществляется рейтинговый контроль успеваемости обучающихся; каждый семестр включает два модуля (периода обучения);
• рейтинговый контроль успеваемости – проверка освоения учебного материала дисциплины за модуль (период обучения);
• текущий контроль успеваемости (текущая аттестация) – контроль по всем видам аудиторной и самостоятельной работы обучающихся, включая рейтинговый контроль успеваемости;
• промежуточная аттестация – оценивание результатов обучения по дисциплинам (модулям), курсовым работам и практикам;
• рейтинговая оценка по дисциплине – это оценка сформированности ключевых элементов компетенций обучающихся, которая складывается из количества баллов, набранных в процессе текущей аттестации (включая рейтинговый контроль успеваемости) и полученных на промежуточной аттестации (экзамене).
1.5. При организации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (с использованием информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и преподавателей) рейтинговая система сохраняется и регламентируется настоящим Положением.
2. Цели и задачи рейтинговой системы
22.1. Кардинальное повышение в учебном процессе значимости текущей учебной работы обучающихся.
2.2. Рациональное планирование, организация самостоятельной работы обучающихся и увеличение ее доли в учебном процессе.
2.3. Реализация принципа индивидуального подхода в обучении.
2.4. Стимулирование добросовестной, творческой и систематической работы обучающихся на протяжении всего периода обучения.
2.5. Осуществление текущего анализа качества усвоения обучающимися программного материала и оперативное внесение необходимых корректив в содержание и организацию учебного процесса.
2.6. Организация повседневной образовательной деятельности обучающихся на основе принципов состязательности, трудолюбия, самостоятельности, ответственности, справедливости и гражданственности.
2.7. Создание в учебном процессе нормальной психологической обстановки и обеспечение объективности в оценке знаний обучающимся преподавателем.
3. Организация рейтинговой системы
3.1. Содержание каждой учебной дисциплины делится на модули (периоды обучения). По окончании модуля (периода обучения) осуществляется рейтинговый контроль успеваемости обучающихся.
3.2. В соответствующие разделы рабочей программы дисциплины преподаватель включает информацию о количестве баллов в каждом модуле (периоде обучения) и их распределении на текущую аттестацию (по видам работы, включая рейтинговый контроль знаний) и промежуточную аттестацию.
3.3. На первом занятии в семестре преподаватель доводит до сведения обучающихся правила применения рейтинговой системы, содержание модулей (периодов обучения), распределение баллов внутри модулей (периодов обучения).
3.4. По завершении модуля (периода обучения) преподаватель доводит до обучающегося результаты текущего контроля, в том числе рейтингового контроля успеваемости.
3.5. Рейтинговый контроль успеваемости проводится преимущественно в письменной форме, в том числе в форме тестирования.
3.6. В университете устанавливаются единые сроки проведения рейтингового контроля.
• Осенний семестр:
– I рейтинговый контроль успеваемости – 9–10 учебная неделя по календарному учебному графику;
– II рейтинговый контроль успеваемости – две последние недели фактического завершения семестра по календарному учебному графику.
• Весенний семестр:
– I рейтинговый контроль успеваемости – 32–33 учебная неделя по календарному учебному графику;
– II рейтинговый контроль успеваемости – две последние недели фактического завершения семестра по календарному учебному графику.
В случаях, когда в учебном плане предусмотрена практика, график рейтингового контроля устанавливается по распоряжению декана факультета/директора института.
Рекомендуется проводить не более 2 контрольных мероприятий в день.
3.7. Явка обучающихся (включая обучающихся по индивидуальному плану) на мероприятия рейтингового контроля успеваемости обязательна.
3.8. Результаты успеваемости обучающихся по итогам модулей (периодов обучения) и семестра анализируются и обсуждаются на заседаниях кафедр, методических комиссий/ученых советов факультетов/институтов, учебно-методического совета университета.
3.9. Для оценки курсовых работ, при прохождении практики и при проведении государственной итоговой аттестации рейтинговая система не применяется.
4. Правила формирования рейтинговой оценки
4.1. Качество усвоения обучающимся каждой дисциплины оценивается по 100-балльной шкале.
4.2. Интегральная рейтинговая оценка (балл) по каждому модулю (периоду обучения) складывается из оценки текущей работы обучающихся на занятиях лекционного и семинарского типа (семинары, практические занятия, практикумы, лабораторные работы, коллоквиумы и иные аналогичные занятия), оценки индивидуальной работы обучающихся и оценки за выполнение заданий рейтингового контроля успеваемости. При этом доля баллов, выделенных на рейтинговый контроль не должна превышать 50% общей суммы баллов данного модуля (периода обучения).
4.3. Максимальная сумма рейтинговых баллов по учебной дисциплине, заканчивающейся экзаменом, по итогам семестра составляет 60.
Обучающемуся, набравшему 40–54 балла, при подведении итогов семестра (на последнем занятии по дисциплине) в рейтинговой ведомости учета успеваемости и зачетной книжке может быть выставлена оценка «удовлетворительно».
Обучающемуся, набравшему 55–57 баллов, при подведении итогов семестра (на последнем занятии по дисциплине) в графе рейтинговой ведомости учета успеваемости «Премиальные баллы» может быть добавлено 15 баллов и выставлена экзаменационная оценка «хорошо».
Обучающемуся, набравшему 58–60 баллов, при подведении итогов семестра (на последнем занятии по дисциплине) в графе рейтинговой ведомости учета успеваемости «Премиальные баллы» может быть добавлено 27 баллов и выставлена экзаменационная оценка «отлично».
В каких-либо иных случаях добавление премиальных баллов не допускается.
Обучающийся, набравший до 39 баллов включительно, сдает экзамен. При наличии подтверждённых документально уважительных причин, по которым были пропущены занятия (длительная болезнь, обучение в другом вузе в рамках академической мобильности и др.), обучающийся имеет право отработать пропущенные занятия и получить дополнительные баллы в рамках установленных баллов за модуль (период обучения). Сроки и порядок отработки определяет преподаватель. Баллы выставляются в графе «отработка».
4.4. Ответ обучающегося на экзамене оценивается суммой до 40 рейтинговых баллов. Итоговая оценка складывается из суммы баллов, полученных за семестр, и баллов, полученных на экзамене. Обучающемуся, который сдает экзамен, премиальные баллы не начисляются.
4.5. Максимальная сумма баллов по учебной дисциплине, заканчивающейся зачетом, по итогам семестра составляет 100 баллов. Обучающемуся, набравшему 40 баллов и выше по итогам работы в семестре, в рейтинговой ведомости учета успеваемости и зачетной книжке выставляется отметка «зачтено».
Обучающийся, набравший до 39 баллов включительно, сдает зачет.
4.6. В университете действует следующая шкала пересчета рейтинговых баллов для дисциплин, заканчивающихся экзаменом:
от 40 до 69 – «удовлетворительно»;
от 70 до 84 – «хорошо»;
от 85 до 100 – «отлично».
В ведомости проставляются баллы и оценка, в зачетной книжке – только оценка.
5. Требования к ведению отчетной документации
5.1. В университете используется единая рейтинговая ведомость учета успеваемости для выставления рейтинговых баллов за модули (периоды обучения) и на экзамене (прил. 1).
5.2. Ответственность за правильное заполнение ведомости возлагается на преподавателя, ведущего дисциплину.
5.3. Специалист по учебно-методической работе, отвечающий за ведение документации по ООП, проверяет правильность заполнения ведомости при ее приеме у преподавателя и вносит результаты промежуточной аттестации в электронный деканат.
5.4. Рейтинговые ведомости учета успеваемости хранятся в бумажном виде в деканате в течение срока обучения обучающегося.