Практики являются неотъемлемой частью образовательного процесса для всех направлений обучения, реализующихся на факультете. Именно такая форма работы наиболее полно подходит для формирования всех необходимых компетенций будущих выпускников, как в сфере профессиональных интересов, так и в области общебиологических проблем.
Разнообразие форм работы и типов практик играет большую роль в закреплении полученных теоретических знаний, способствует выработке умений и навыков, позволяет в полной мере познакомиться с работой профильных учреждений, спецификой выбранной профессии, получить опыт общения с квалифицированными специалистами, рассмотреть тонкости и нюансы конкретных рабочих моментов.
Работа на практике формирует профессиональное мировоззрение, развивает способность творчески мыслить и решать поставленные задачи, способствует личностному росту и развитию представлений о будущей карьерной траектории.
Учебная практика (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков) направлена на формирование представлений о специфике профессиональной деятельности, выработку базовых умений и навыков, необходимых для дальнейшего саморазвития и профессионального роста, закладывает основу для ведения простейшей научно-исследовательской работы.
Производственная практика (полевая практика) ориентирована на выработку умений и навыков общепрофессиональной направленности, а так же закрепление пройденного теоретического материала. В ходе практики студенты осваивают ряд общепрофессиональных компетенций, что позволяет им более полно оценить степень востребованности выбранной профессии, научиться применять уже имеющиеся знания и умения как в натурных исследованиях, так и в лабораторных условиях, видеть пути их реализации в разных отраслях и направлениях профессиональной области.
Производственная практика (научно-исследовательская работа) - позволяет более глубоко изучить научные аспекты выбранной профессии, выработать умения и навыки, необходимые для проведения научного исследования, успешного карьерного развития, в том числе и в сфере ведения научно-исследовательской работы; приобрести опыт самостоятельных научных исследований, определения условий работы и постановки эксперимента, проведения анализа данных, формулировки и оформления выводов, представления полученных результатов.
Производственная практика (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) позволяет более глубоко изучить основные аспекты выбранной профессии, специфику работы профильных учреждений и организаций; выработать умения и навыки, необходимые для формирования профессионального мировоззрения, успешного карьерного развития, в том числе и в сфере ведения научно-исследовательской работы; приобрести опыт самостоятельных научных исследований и производственных работ, определения условий работы и постановки эксперимента, проведения анализа данных, формулировки и оформления выводов, представления полученных результатов. Данный вид практики проходит только в профильных учреждениях, что позволяет обучающимся перенимать опыт уже состоявшихся специалистов, способствует повышению уровня сформированности компетенций у выпускников.
Производственная практика (преддипломная практика) предназначена для закрепления имеющихся знаний, умений и навыков как производственной, так и научно-исследовательской работы. Именно в этот период наиболее полно раскрывается способность студента к определению, постановке и формулировке проблемных задач, готовность к самостоятельному поиску путей решения поставленных вопросов, анализу и синтезу информации, полученной как в процессе собственных изысканий, так и в ходе изучения профильной литературы, отечественного и зарубежного опыта в выбранной области исследований.
Особое место в образовательном процессе занимают дальние экскурсионные и ознакомительные практики и стажировки, проводимые за рубежом.
Экскурсионные практики и стажировки способствуют формированию профессионального интереса обучающихся, личностному самоопределению и росту студентов. Данные практики позволяют изучить и проанализировать зарубежный опыт в области выбранных направлений обучения, сформировать собственные представления о разнообразии естественных и культурных ландшафтов, получить представление о путях сохранения биоразнообразия и экологизации производственных процессов и бытовой сферы, развивают интерес к выбранной профессии, позволяют провести самостоятельные исследования. Экскурсионные практики и стажировки студентов биологического факультета проходят на территории стран Восточной и Западной Европы (Чехия, Франция, Германия, Италия, Нидерланды, Финляндия и др.). Учащиеся имеют возможность оценить уровень научных и образовательных учреждений и программ обучения в зарубежных странах, пообщаться с ведущими специалистами в образовательной сфере, изучить основную проблематику научных исследований, популярных в странах Европы, оценить производственный потенциал, исторический и современный опыт иностранных практикоориентированных и научных учреждений и организаций, провести собственные научные исследования.