Реализация инклюзивного образования в зоологическом музее биологического факультета
31 мая 2022
Современное развитие общества невозможно представить без образования, доступного для всех категорий детей, подростков и других обучающихся. Образование, предполагающее равный доступ к обучению с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, носит название инклюзивного, или включенного.
Одной из задач инклюзии является адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к окружающему их миру, доступность информационной предметной среды, использование традиций жизненного уклада для расширения кругозора, объяснение неизвестных ранее истин. Мягкий, терпеливый и грамотный подход поможет сгладить причины и последствия нестандартного поведения у детей с трудностями эмоционально-волевой сферы, аутичными чертами, с нарушениями в интеллектуальном развитии.
Для восприятия мира детям с нарушениями в сенсорной интеграции недостаточно словесного опосредования. Для них большую значимость приобретает тактильные ощущения, «узнавание через прикосновения» – это важный способ познания окружающего мира, приема, переработки и хранения информации.
Естественно-научная экспозиция научно-образовательного центра (музей) биологического факультета Тверского государственного университета, основанная на богатейших фондах биофака, безусловно, может стать центром инклюзивного образования в университете. Деятельность музея и развитие в нем доступной среды как нельзя лучше подходят для формирования лучших практик социализации, обучения и творческой самореализации людей с ОВЗ. В работе с особыми детьми важное значение играют приемы, позволяющие ребенку не только увидеть и услышать окружающую действительность, но ощутить её тактильно и получить позитивные эмоции от общения.
Уже в мае на обновленных экспозициях научно-образовательного центра биологический факультет начал внедрять в практику инклюзивное образование для детей с ОВЗ. Первоклассники с особенностями развития стали участниками удивительной экскурсии в музей биологического факультета, которую провел заведующий лабораторией зоологии Логинов Сергей Борисович. Им удалось узнать, чем отличаются животные, исследуя их руками, как выглядят птицы и насколько разное бывает оперенье, если его потрогать, из чего строят гнезда и чем отличаются яйца разных пернатых, что такое моллюски и для чего им раковины, как «ходит» рак и многое другое.
И, самое главное, теперь знания о животных, полученные в процессе визуально поданного материала, плавно встроятся в общую картину мира, а вместе с полученным удовольствием от экскурсии, проведенной в понятном формате для детей с особенностями развития, дадут вектор роста в самоопределении себя в окружающей среде.