Учебная база "Ферязкино"


Заведующая учебной базой "Ферязкино"
Михайлова Нина Сергеевна

Об истории Ферязкино

по материалам Медведевой Н.Е., Медведева А.Г. Из истории села Ферзякино (2002)

Стоит на берегу древней русской реки Шошы, что несет свои воды в Волгу, деревня Ферязкино. Сегодня в неё на границе Московской и Тверской областей забредает лишь студент-биолог, да дачники. А в эпоху средних веков место это было очень бойкое, через него проходили водные (по р. Шоше) и сухопутные пути, соединяющие Микулино, Старицу, Волок Ламский, Тверь, Кашин. Шоша – это одна из основных водных артерий средневековья. В нескольких километрах от Ферязкино находится бывшая деревня Бартенево, где тверские войска разгромили московско-ордынскую рать. Первое упоминание о Ферязкино в летописях относится к 1539 году – эпохе Ивана Грозного.

В деревне тогда было 2 двора и принадлежала она князю Микулинскому Дмитрию Ивановичу. В этой же летописи фигурируют деревни Горемыково, Бреднево и Афимьино. Название Ферязкино происходит от слова «ферязь» – это особый вид одежды. В эпоху монголо-татарского ига (Бортеневская битва) и литовского нашествии (начало 15 века) Ферязкино - это место ожесточенных боев.

В Книге Плетнева о древностях Тверской земли отмечается, что крестьяне в 19 веке при распашке земли в пойме р. Немки находили остатки оружия и монеты. В 1746 году деревни Елизово и Ферязкино принадлежали Троицко-Сергиевской лавре и насчитывали 135 душ крестьян. К этому же монастырю была приписана церковь в селе Дудино. Не смотря на то, что многие местные жители главную сохранившиеся постройку называют барским домом. Усадьбы в Ферязкино никогда не было, помещики жили в деревне Бреднево, где сохранились хозяйские постройки того времени, старый кедр, Акулькина роща. Так же, усадьба была в Горемыково, где находился барский дом и погост с церковью рождества Иона Предтечи (1816 год).

К погосту были приписаны жители Ферязкино. В годы Великой Отечественной войны Горемыково было стерто с лица земли фашистскими захватчиками. Ныне, на месте деревни в чистом поле тополиная и липовая аллеи – единственное, что осталось от деревни. Так же сохранилась воронка фундамента церкви и старое заросшее кладбище с могильными плитами. После войны центр был переведен в Большие горки. В начале 20 века Ферязкино – это крупное богатое село Старицкого уезда, в котором находились: лесопилка, несколько заводиков, мельница, аптека, торговые лавки, придорожный трактир (именно это здание часто называют барским домом) и даже книжный магазин. Население Ферязкино насчитывало несколько сотен жителей.

Сейчас сохранились: аптека, торговые лавки, в доме купца после революции устроили клуб, ризница, остатки мельницы и трактир. Перед войной в Ферязкино была построена двухэтажная деревянная школа. В 1941 году Ферязкино было окупиравано фашистскими захватчиками. Немецкие солдаты размещались в трактире и клубе. Школа в 1841 году была не достроена, и поэтому уцелела. Сама же деревня почти полностью была сожжена.

Одна из главных достопримечательностей Ферязкино – курганный могильник, где черные копатели не раз находили человеческие и лошадиные скелеты. По местным легендам курган монголо-татарских или литовскихвремен (последняя более вероятна). В начале 20 века на кургане была построеначасовня и высажены вокруг нее тополя. В пасху от Горемыково до часовни ходил крестный ход. В войну на часовне находилась огневая точка, которая была подавлена авиацией. Часовня и деревья при этом были уничтожены.

Учебная база «Ферязкино» находится в 63 км к югу от г. Твери в Калининском районе на реке Шоше. Территория базы удачно расположена  в окружении различных экосистем, обеспечивающих разнообразие флоры и фауны, что позволяет качественно проводить учебные и производственные практики по ботанике, зоологии и экологии, выполнять экспериментальные исследования по широкой тематике индивидуальных курсовых и дипломных работ без больших затрат времени на переходы.

Лесная растительность представлена различными типами сосновых лесов (зеленомошники, черничники, травяные, беломошники, сфагновые). Имеются смешанные ценозы, березняки, небольшие учаски ельников, на пониженных местах – черноольшайники. В лесах интересен и разнообразен состав мхов, лишайников, высших споровых растений, интересна и богата флора цветковых, в составе которой много редких для области видов, имеются и охраняемые.

Преобладают суходольные луга  с разным типом растительности в зависимости от положения в рельефе. Есть небольшие участки низинных и пойменных лугов. Таким образом, луговая растительность представлена достаточно полно.

В районе практики протекают реки Шоша, Вязьма и Немка. Много стариц, поэтому водная растительность разнообразна, характеризуется интересным видовым составом, в том числе и наличием достаточно редких растений, таких как пузырьчатка, ирис, турча, телорез и другие.

Сравнительно недалеко от базы расположено верховое болото с полным набором видов, в том числе и редкими для области росянкой круглолистной, росянкой английской, березой карликовой.

Разнообразие растительности обеспечивает и богатый видовой состав фауны, особенно птиц, причем есть возможность за многими видами проводить наблюдения, непосредственно на территории базы. Богат видовой состав млекопитающих: много мышевидных грызунов, бурозубки, ежей, лосей, кабанов и др. На прилежащей к базе территории обитают несколько видов амфибий, рептилий, в водоемах разнообразна ихтиофауна. Достаточно полно представлен видовой состав беспозвоночных животных.

В июне-июле ежегодно на базе проводится летняя учебная полевая практика студентов 1 и 2 курса по ботанике и зоологии. Летняя полевая практика - один из важнейших этапов учебных занятий. Полевая практика завершает изучение теоретического и практического курсов Ботаники и Зоологии, расширяет и углубляет знания, полученные на лекциях и лабораторных занятиях. Практика посвящена общему знакомству с видовым разнообразием флоры и фауны района. При этом студенты учатся с экологией наблюдаемых и изучаемых видов растений и животных на месте их произрастания и обитания. Прохождение полевой практики включате в себя также работы по индивидуальным исследовательским проектам, результаты которых студенты докладывают по окончании практики. Летняя полевая практика способствует развитию наблюдательности, прививает навыки самостоятельной работы, воспитывает бережное отношение к родной природе.